Добро пожаловать! Сайт Бородкиной Елены Вячеславовны, воспитателя МБДОУ МО Плавский район «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок»

Новости

26 марта [вт]

 НОД по краеведению "Как жили люди на Руси"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение муниципального образования Плавский район  

“Центр развития ребенка - детский сад “Теремок” 

 Выполнила: Бородкина Елена Вячеславовна, воспитатель 

Конспект занятия в подготовительной группе 

 «Как жили люди на Руси» 

Цель: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа. 

Задачи: 

Образовательные: знакомить детей о том, как жили люди на Руси, закреплять знания детей о русской избе-жилище крестьянской семьи. 

Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины (русская печь, прялка, сито, лапти, ухват, туесок, чугунок, самовар, сундук).  

Развивающие: развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору. 

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине. 

Предварительная работа: 

Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Разучивание пословиц, поговорок. 

Материалы и оборудование: Презентация «Жизнь людей на Руси». Русская изба с предметами быта: печь, чугунок, ухват, крынка, половики, дрова, старинная посуда, самовар. 

Ход занятия: 

Воспитатель в русско-народном костюме и кукла домовенок-Кузя: 

Здравствуйте, гости дорогие! 

Гости званные, да желанные! 

Проходите, поудобнее располагайтесь. 

Да присаживайтесь 

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки на Руси. Кто такие предки? (Ответ детей: Предки - это люди, которые жили до нас.) 

Как называлась наша страна в давние времена? (Ответ детей: Наша страна называлась Русью.) 

В те времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Русские люди, жившие много лет назад, строили избы для своих семей. Изба была нужна такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки могли в ней жить. Из чего строились избы на Руси? (Ответ детей: Избы строили из деревьев.) 

Верно. Деревья выбирали очень тщательно. Строили избы в основном из сосны и ели. Брёвна из этих деревьев были самые прочные. Рубить деревья предпочитали зимой, особенно в сильные морозы. Как вы думаете почему? (Ответ детей: Потому что дерево в это время сухое.) 

Избу крестьянин рубил сам или ему помогали соседи, у них так было принято, сегодня помогут тебе, а завтра ты поможешь другому, так считали они. И это действительно было так. Делали одно дело. 

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. 

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи. Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. А знаете, как здоровались в старину? (Ответ детей :«Здраве буде».) Что это означает, как вы думаете? (Ответ детей: Будьте здоровы) 

Воспитатель: Правильно. Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашала хозяйка. Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи – на стол мечи»,- гласит русская пословица. Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. 

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься. 

А как выдумаете, что же в избе было самым главным? (Отвнет детей :печка) 

Какие пословицы вы знаете про печь? (Ответы детей: «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка-печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов.) 

В нашей квартире нет такой печи, её нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». 

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи. И многое другое, об этом мы узнаем в нашем Плавском краеведческом музее, куда мы вас с Кузьмой и приглашаем. 

Экскурсия в Плавский краеведческий музей, в гости к хозяйке Дуняше. 

Встречает нас хозяйка Дуняша, загадывает загадки: 

Дуняша: 

В какой посуде готовила хозяйка? 

В печи стоит, закрытый крышкой… 

Огонь ласкает твёрдый бок. 

Печь освещает пламя вспышкой. 

Щи варит в печке 

(Чугунок) 

Дети: Чугунок. 

Дуняша: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился. 

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. 

Слушайте загадку: 

Однорук, зато рогат, 

Он в избе первейший хват. 

Ухватил горшок — 

Да в печку. 

Вот ухватистый. 

Дети: Ухват. 

Дуняша: «Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР 

Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. 

Загадка: «Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО 

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким. 

Загадка: Если я пуста бываю, 

Про тебя я забываю, 

Но когда несу еду — 

Мимо рта не пройду. (Ложка) 

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. 

Дуняша: Из какого дерева вырезали ложки? 

Дети: Из осины, березы. 

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом 

Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени». 

Загадка: 

Прячет бабушка там вещи Сапоги, кафтан, сюртук 

Вы мне дружно все скажите 

Этот шкаф зовут (сундук) 

Загадка: 

Стригли, щипали, а после чесали, 

Чисто, пушисто – к доске привязали! 

(Прялка) 

Дуняша: Как вы думаете, для чего предназначалась прялка? 

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери. Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестёр, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева. 

Дуняша: А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А какие русские народные сказки вы знаете? Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? 

Дети: Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. 

Дуняша: Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. 

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева. Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению. А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками. 

Хороводная игра «Заря-зарница». 

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: 

«Заря-зарница, Солнцева сестрица 

По небу ходила, лучи обронила, 

Лучи золотые, ленты голубые, 

Раз, два не воронь 

Беги как огонь! 

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. 

Дуняша: Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь. 

Послушайте еще одну загадку. 

«Волосы льняные, 

В них ленточки цветные, 

С лоскутков её скрутила 

В сарафанчик нарядила. 

Сарафанчик из сукна 

Догадались, кто она?» (кукла) 

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства. 

- А сегодня мы с вами сделаем кукол Веснянку, а как вы думаете, почему она так называется?.  

Дети: Потому что скоро весна . 

Давайте пройдем за столы. 

Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны и дарили на Пасху. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самого лета. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. 

Для тряпичной куколки веснянки понадобится прямоугольный кусочек белой хлопковой ткани для туловища, кусочек синтепона для головы, цветной прямоугольник для рук, прямоугольник для сарафана, нитки. 

(Изготовление кукол) 

Давайте, ребята, скажем спасибо Дуняше. А нам пора возвращаться в детский сад. 

Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней. 

Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы. 

Рефлексия 

Воспитатель: 

Понравилось вам у меня в гостях? 

Как называется дом, в котором живет Дуняша? (изба)                                             Что было самым главным в избе? (печь) 

Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, рубель, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, закрома, горница, рушник). 

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей) 

Почему Русь называлась деревянной?                                                                         Как русский народ проводил вечера?                                                                           Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей) 

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей) 

Список литературы
1. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в д/с » Санкт-Петербург, Детство -  Пресс, 2008
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры » С.- Петербург, 2010
3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. « Занимательная педагогика народов России »  (советы, игры, обряды) Москва « Школьная пресса » , 2001 

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с. 

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с. 

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с. 

7. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с. 

8. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с. 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.